
Настроение горбатой старушки Марты напрямую зависит от обуви ее мужа Апреля.
Весенние праздники и старинные весенние болгарские обычаи начинаются с наступлением марта, когда все в природе, флора и фауна, пробуждается к новой жизни. В народных понятиях март наделен плодоносящими свойствами женской природы, что отразилось и в названии месяца женским именем Марта.
Первый день наступающего завтра месяца болгары называют днем Бабы Марты. Старинные народные предания донесли до наших дней этот мифический женский образ, олицетворяющий весну. Марта – горбатая старушка, «одетая в поношенный тулуп и подвязанная коричневым платком». Она очень непостоянна в своих настроениях – может быть ясноглазой и улыбчивой, а может выглядеть нахмуренной и сердитой. Норов этой дамы отражается на погоде, которая очень непостоянна и изменчива в марте. Об этой непостоянности настроения Бабы Марты, болгарский народ рассказывает много сказок. В одной из них говорится, что Баба Марта вышла замуж за Апреля, видного парня, который, однако, был обут в рваную и испачканную обувь. Посмотрела Марта на красивое лицо парня и улыбнулась, а как глянула ему в ноги, так сразу нахмурилась от жалости. Старинная легенда гласит, что старушка как-то раз осерчала на своих братьев – Большого и Малого Сечко, которые частенько баловались винцом из ее бочек и опустошали их. Она до такой степени рассердилась, что стала «лютой» и «злой». И тогда задул ледяной ветер, и пошел снег. Но Баба Марта не умела подолгу сердиться, она быстро меняла гнев на милость и начинала улыбаться, глядя на своих братьев. И в эти минуты из-за туч выглядывало яркое, весеннее, горячее солнце.
А еще в Болгарии очень популярна такая сказка:
У Марты было два мужа. Одного из них она любила, а другого ненавидела.
Когда ей попадался на глаза любимый супруг, она радовалась, и солнечные лучи согревали природу. Но как только взгляд Марты падал на нелюбимого мужа, она начинала сердиться, лить горькие слезы, а на небо при этом наползали огромные тучи, посыпая землю колючим снегом.
Многочисленные мартовские обряды, действия и запреты направлены на то, чтобы задобрить погоду и тем самым обеспечить будущий богатый урожай. Рано поутру первого марта хозяйка обязательно должна была чисто вымести двор, вытрясти на улице постельные принадлежности – одеяла и простыни. Так, символически люди прогоняли зиму, то есть все старое, плохое, и встречали Бабу Марту «в чистоте». Собранный в кучу мусор зажигали, стараясь попасть под струю дыма, или перепрыгивая через костер. Это действие должно было предохранять людей от укусов змей в течение лета и для того, чтобы не завелись блохи. Женщины выносли на улицу что-либо из одежды, пояс или фартук, красного цвета и вешали на ветку плодоносящего дерева или на забор. Смысл такого действия был в том, что при виде красной тряпки Марта должна была «развеселиться и засмеяться», а погода стать солнечной и теплой. Ранним утром в этот день пожилые женщины не выходили на улицу, так как Баба Марта недолюбливала старушек и могла рассердиться, а при виде девушек и молодых женщин, приходила в хорошее расположение духа. Все это благополучным образом отражалось на погоде.
В некоторых сказках про Бабу Марту говорится о том, как ей удавалось сделать людей счастливыми. Однажды бедняк заколол первого марта жертвенное животное (курбан) в честь старушки Марты, и в знак благодарности она сделала его богатым. А еще был случай, когда в начале марта одна женщина вывела коз на пастбища в горы в надежде, что Баба Марта, будучи такой же женщиной, как и она, повлияет на погоду в лучшую сторону. Но, увы, это старушке не понравилось, она осерчала не на шутку, погода резко испортилась, стало холодно, и пастушка с ее стадом коз замерзли в горах.
Самый интересный обычай в первый день марта – изготовление и ношение мартениц.
Эти обрядовые украшения называют в Болгарии по-разному: «марта, мартеница, кичилка, гадалушка». Обычно, их делают из белой и красной шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, реже из шелковых ниток или льняных. Шнурок, сплетенный из двухцветных нитей, завязывали на правой руке, вокруг шеи, вплетали в косу, прикрепляли к прялкам прядильщиц. Мартеницами украшали и платья незамужних девушек, и одежду женщин в годах, их прикрепляли, правда, гораздо реже, к своему поясу или брючному ремню, холостяки. Молодые плодовые деревья тоже украшали мартеницами, как и новорожденных ягнят, телят и жеребят. Смысл ношения и украшения мартеницей – в обретении здоровья для того, кто ее носит, «стать белым и румяным».
В Родопах мартеницы называют «байницами» и делают из разноцветных нитей – синих, зеленых и розовых. В процессе художественного развития промысла изготовления мартениц, они были дополнены другими символическими украшениями – монетками. Но обязательным компонентом классический мартеницы является красная нить, красный цвет, как символ оберега от всего плохого. Украсив себя мартеницей первого марта, болгарин носит ее до тех пор, пока не увидит первых перелетных птиц – ласточек, аистов, кукушек. После этого мартеницу надо снять с себя, положить под камень и загадать. Если через несколько дней, заглянув под камень с оставленной мартеницей, человек видел там муравьев, это означало появление в его стаде новых овец. Если же рядом с мартеницей оказывались черви или жуки, надо было ждать пополнения на конюшнях. Сняв с себя мартенички, люди оставляли их в муравейниках, на насестах домашних птиц, а чаще всего – на плодовых деревьях, что делается и в наши дни. В некоторых районах Болгарии снятые мартеницы люди оставляли себе, заговаривая с их помощью детей от сглаза.
Первое марта для болгар означает приход весны.
Именно в этот день болгары воспринимали некоторые явления как магические предсказания. Первый гром в этот день говорил о том, что год будет плодородным. В Восточных Родопах пристально следили за первым гостем, вошедшим в дом. Если человек, пришедший в дом, был зажиточным и хорошим хозяином, это сулило благополучие в течение всего года тем, к кому он зашел. В день первого полнолуния в марте, девушки на выданье становились в круг плясать танец «хоро», желая себе замужества в течение года.
Первого марта существует и много запретов на действия, опять-таки, предупредительного характера. Над очагом нельзя было ставить черный от сажи котел, чтобы «не почернели», не пропали посевы. Женщинам запрещалось стирать и развешивать на просушку белое белье, чтобы не выпал град и не ударили заморозки. Нельзя было сильно стучать, чтобы не было грома. Хозяйки не должны были варить пшеницу, кипящая в воде пшеница ассоциировалась с облачностью. Для предотвращения выпадения града устраивались «мартовские субботы», по которым женщинам запрещалось заниматься работой по дому, а мужчинам выходить в поле.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.