НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В БОЛГАРИИ

Сурвакары

Это подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают, бьют хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая сурвачка, обязательная принадлежность каждого из сурвакаров. В разных районах страны ее украшают по — разному.

Колядование

Известный во всей Болгарии обычай, имеющий много общего с действиями сурвакаров. Группа колядовщиков посещают семьи, желая им всего самого лучшего. За это их одаривают специально приготовленными фруктами и другими лакомствами. Пестроцветные украшения на одежде колядовщиков различны в разных областях. Вместо сурвачки они носят с собой коледарку — длинную дубовую ветку, богато украшенную резьбой. Этот обычай сопровождается исключительно богатым фольклором — песнями, благопожеланиями, танцами. И главное отличие — колядовщики посещают дома в рождественскую ночь (25 декабря), а сурвакары — в новогоднюю (1 января). Обусловленные различием Юлианского и Григорианского календарей, эти два обычая сохранились по сей день и имеют много общего по своей сущности. Но тогда как их смысл ожидание плодородия, то другой новогодний обычай особенно поэтичен, так как связан с надеждой на счастливое замужество и семейное счастье.

Ладуване

Или гадание на кольцах, — девичий праздник, который совершают на Новый год только в Западной Болгарии, Средней Стара — Планине и в некоторых районах на берегу Дуная. В остальных областях Болгарии на кольцах гадают в Эньов день ( 24 июня). Подготовка начинается рано. В котелок с родниковой водой, наряду с символами плодородия — овсом и ячменем — девушки опускают свои кольца, привязанные красной ниткой к букету. Букет обычно составляют из плюща, дикой герани, базилика. Котелок оставляют на ночь под открытым небом после обрядовых танцев рядом с ним начинается гадание.
Последний крупный зимний праздник болгарского крестьянина — МАСЛЕНИЦА. Сырное Заговенье (за семь недель до пасхи) С тех пор, до осени не справляют свадеб, пока не кончается полевые работы. Самый важный обычай на сырной неделе — игры кукеров ( ряженых). Они берут начало от праздников Дионисия, которые устраивали древние фракийцы, и являются пожеланием изобилия в самом широком смысле — от полных закромов до дома, полного детей. 

Кукерские праздники

Знаменуют начало весеннего календаря, и подготовка к ним требует больше времени. Оно требуется для изготовления маски личины, в которой проявляются умения и эстетический вкус ряженого. Так что обрядовые маски — личины совершенно различны. Общим для них является пестроцветие, они усеяны блестками, украшены лентами и шерстяной бахромой. Одежда ряженых также колоритна, пышная, в нее ряженые вкладывают всю свою фантазию. Многоцветие масок, одежды, обрядовые танцы придают обычаю театрально карнавальный элемент. 
Важным моментом являются символическая вспашка и сев — знак богатого урожая. Грузная походка главного ряженого напоминает о тяжелых от зерна колосьях пшеницы. А привязанные к талии колокольчики предназначены, чтобы прогонять зло и болезни.

Трифон Зарезан

Отмечают в первой половине февраля Этот обычай также связан с промыслом, занятием, дающим средства к существованию. В день виноградаря по всей стране виноградные лозы подрезают и поливают вином, рядом с богато уставленными столами исполняют обрядовые песни и танцы чтобы урожай выдался богатым. В некоторых районах выбирают «царя», голову которого украшают венком из виноградных лоз. К нему относятся с особым уважением, ибо считается что от этого зависит плодородие.

Мартеница

Обычай, известный только в Болгарии, имеет древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету. Обряды, которые справляют первого марта, любопытны и разнообразны. В некоторых областях женщины в этот день одеваются в красное, а в Северо- восточной Болгарии хозяйка дома набрасывает красную ткань на фруктовое деревце или же развешивает красную шерсть на ниве. В скотоводческих районах животным привязывают белые и красные нитки. Традиция жива по сей день — каждый год первого марта болгарин прикалывает к одежде мертеницу. 
Весенней порой самое большое значение для болгарского крестьянина имеет праздник. 

ВЕЛИКДЕН (пасха)

«Светлое Христово Воскресение» — сколько в этом дне радости, счастья, теплого, весеннего солнца, и добрых открытых лиц.
Великий пост совпадает с православным. В период поста люди ходят в храм, молятся.
В великую субботу все хозяйки пекут кулич. Замешивая тесто на пасху, женщина должна быть с чистой душой и с уважением к святому хлебу. Ровно в полночь с субботы на воскресенье, все православные люди идут в храм на всенощную службу, с первыми утренними часами священник три раза вместе с людьми обходит храм.
Ну вот и «Велик ден» — пасха, все болгары поздравляют друг друга с этим великим, радостным событием, а молодые семьи, идя в гости к родителям и родственникам, обязательно захватят с собой кулич, пасху и пасхальные яйца, чтобы в кругу родных и близких разговеться после долгого поста.

Гергьовден

Его отмечают 6 мая, он также связан с промыслом, занятием, дающим средства к существованию, им скрывается торговый и животноводческий год. Праздник сохранил свою яркую обрядность — накануне вечером молодые парни обламывают ветки цветущей вербы и украшают ими дома, ульи, домашнюю живность. Ночью овец выгоняют на пастбище, потому что считается, что тогда роса имеет железную силу. Днем столы уставляют обрядовыми караваями и блюдами, поют веселые песни с традиционными пожеланиями радости и изобилия. 
Незадолго до Юрьева дня начинается большой праздник молодости. 

Лазаруване

Известный и сохранившийся во всей Болгарии, этот обычай имеет праславянское происхождение и вместе с утверждением плодородия несет в себе поэтику любовно — брачного мотива. Это обуславливает и особое внимание к одежде — красивой и праздничной, усеянной богатыми, тяжелыми украшениями. Лазаруване состоит из целого ряда обрядовых игр и песен, которые девушки предварительно разучивают во время поста перед Пасхой. Обрядовые варианты многочисленны, разница состоит в проведении самого Лазарева дня (за 8 дней до Пасхи). Общее содержание, однако, заключается в представлении девушек, которые уже могут стать невестами, местной общественности.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий